С приходом весны настает пора «подснежников» - автомобилей, которые были оставлены на длительную консервацию в гараже или на открытой площадке. Некоторые водители ограничиваются проверкой масла, антифриза и уровня заряда аккумулятора, и отправляются в путь. А к чему это приводит? К большим очередям на СТО, где каждый второй ожидает осмотра у автоэлектрика, потому что проверить жидкости и аккумулятор, смыть пушечное сало или другой консерватор на мойке недостаточно – за зиму с электрикой автомобиля может произойти что угодно, и необдуманный запуск двигателя может привести к фатальным последствиям.
В этой статье мы расскажем вам (конечно же, при поддержке опытного автоэлектрика), как правильно выводить автомобиль из «спячки» и что необходимо сделать, чтобы электроника снова работала, как часы. Но сначала – разберемся, почему она так плохо переживает зиму.
Зимой коррозия не дремлет – она усиленно работает над уничтожением автомобиля, особенно если в гараже нет движения воздуха и стабильно высокая влажность. Это просто идеальные условия для ржавчины. Кроме того, сказывается и отсутствие прогрева – масло в двигателе оседает в картер, оголяя внутренние элементы мотора и оставляя их беззащитными, а образующемуся внутри конденсату остается только подкармливать процессы окисления металла.
Это бьет не только по внутренностям двигателя, но и по системе сцепления, маховику и даже КПП – а ведь там находятся разные датчики. Дополняет картину то, что многие автолюбители сливают на зиму антифриз и полностью оголяют датчики, что способствует их коррозии. В итоге автоэлектрику приходится разбираться с тем, что заехавший осенью своим ходом в гараж автомобиль по весне самостоятельно оттуда уже не выезжает.
Итак, как избежать дорогостоящего ремонта электроники?
Не зря аккумулятор стоит на первом месте среди пострадавших от зимней стоянки – даже если периодически подзаряжать его, остановить деструктивные процессы не получится. В отсутствие поездок аккумулятор заряжается и разряжается довольно вяло, и АКБ этого очень не любят. Медленные процессы перемещения электронов приводят к тому, что на пластинах происходит сульфатация.
Чтобы вернуть аккумулятор к жизни, можно использовать проверенный способ – примерно неделю прогнать аккумулятор процессами зарядки-разрядки: примерно часов 10 нужно заряжать АКБ на слабом токе до 2 ампер, после нагрузить на него лампу дальнего света и разрядить практически «в ноль», а затем повторить процедуру еще раз шесть-десять. Обычно после этого аккумулятор возвращается в строй. Непосредственно перед установкой батареи в автомобиль ее нужно хорошенько зарядить и почистить от пыли и налета, проверить токи утечки, и только потом накидывать зажимы на клеммы.
После длительного простоя из-за оседания грязи, пыли, влаги и процессов коррозии происходит растрескивание изоляции проводников – это создает «слабые места» в проводке, через которые происходит утечка тока. Самое малое, к чему это приводит – ускоренная разрядка АКБ (она может полностью сесть всего за одну ночь). Хуже то, что утечка тока может спровоцировать отказ электронных блоков, перегорание предохранителей или даже возгорание при определенных условиях.
Чтобы проверить тока утечки, подойдет самый простой мультиметр – достаточно переключить его в режим измерения токов. Некоторые электрики рекомендуют проверять утечку по минусовой шине, но по плюсовой все-таки и проще, и информативнее, особенно если вы не профессионал в работе с электрикой.
Для контроля токов утечки без помех необходимо отключить двигатель и достать ключ из замка, отключить все электроприборы автомобиля. Далее нужно подключить минусовую клемму аккумулятора и подсоединить щупы мультиметра в разрыв между плюсовой клеммой АКБ и плюсовой клеммой бортовой сети. Предел измерения на мультиметре можно установить в 0,5-1 ампер. В момент подключения напряжение на приборе может подпрыгнуть до 1 ампера и затем будет падать до определенного значения – когда оно станет стабильным, вы точно узнаете, какой у вас ток утечки.
Допустимой считается утечка до 0,4 ампера, если больше – АКБ будет быстро разряжаться. Чем меньше ток утечки, тем лучше, но он все равно будет, ведь аккумулятору нужно постоянно поддерживать работу сигнализации и электроники, находящейся в ждущем режиме.
Если ток утечки на порядок выше допустимого значения, необходимо искать место пробоя изоляции. Это также можно сделать самостоятельно:
После этого вам останется только по справочнику узнать, какой узел цепи обслуживает этот предохранитель, и проверить устройство и цепи питания, идущие к нему.
Первое, что нужно сделать – проверить проводку под капотом. Если есть грязные или залитые маслом участки, их необходимо очистить – они могут стать причиной возгорания. Также важно проверить качество изоляции – на ней не должно быть повреждений (к слову, часто они случаются, если авто стоит в сельской местности – зимой мыши и крысы не прочь погрызть провода).
Предохранители и реле необходимо проверить на предмет наличия влаги – она может стать причиной короткого замыкания и коррозии. Перед подключением АКБ их необходимо просушить феном и обработать силиконовой смазкой (обязательно без присадок – без них она не проводит ток и не закоротит систему, а также будет отталкивать влагу).
Перед первым запуском мотора после зимы в бензиновых автомобилях желательно снять и прокалить свечи, очистить сухой тряпкой высоковольтные провода и катушку зажигания, а также проверить уровень всех масел и жидкостей (это актуально для всех автомобилей). Если машина зимовала в гараже, желательно сначала вручную вытолкать ее на улицу и дать полдня постоять, особенно хорошо, если день будет достаточно сухим и солнечным.
После запуска двигателя принюхайтесь и прислушайтесь – нет ли посторонних запахов, нехарактерных звуков, шумов или «троения» двигателя. Особое внимание обратите на подкапотное пространство – за время холодов может ослабнуть крепление патрубков, и они могут попросту соскочить из-за вибрации.
Если автомобиль заводится не сразу и работает неровно, придется ехать на СТО на компьютерную диагностику. Если же проблем с запуском нет, отсутствуют шумы, подтекания и посторонние запахи, можно смело отправляться на первый заезд на несколько километров неподалеку от стоянки.
При поездке последовательно проверьте работу следующих систем:
Особенно пристально следует наблюдать за системами, которые осенью работали хорошо, а весной начали барахлить. Скорее всего, в их проблемах виновата электропроводка. Первую неделю эксплуатации авто будьте начеку – именно в этот период чаще всего становятся явными все поломки и неисправности.