Выбор автомобильных шин – очень ответственный вопрос для любого автовладельца, ведь от него зависит безопасность, маневренность и во многом поведение автомобиля в непогоду. В этой статье мы расскажем вам все о разновидностях шин, маркировках и типах профиля.
Фактически все покрышки, представленные на современном рынке, не имеют внутренней камеры и имеют радиальную конструкцию – стальные нити в нем проходят параллельно друг другу и не скрещиваются, как в случае с прошлым поколением шин – диагональным. Радиальные шины можно разделить на три типа по профилю протектора:
Их основной плюс – быстрый отвод воды из контактной точки с дорогой и улучшенная маневренность на мокрой поверхности без аквапланирования. На поверхности таких покрышек всегда есть пометка в виде стрелки с надписью Rotation, которая показывает, в какую сторону должно вращаться колесо. Менять местами справа налево такие шины нельзя, так как в этом случае автомобиль «поплывет» даже на небольшой скорости.
Это универсальные шины, у которых нет специальных требований к монтажу. Они стоят недорого относительно других типов и зачастую ставятся на автомобиль еще на заводе, так как входят в базовую комплектацию.
Такие шины состоят из двух половин с разным рисунком протектора – правая имеет направленный «дождевой» рисунок, левая – ненаправленный «сухой». Боковины покрышки изнутри и снаружи имеют различную жесткость, что позволяет снять часть нагрузки с наружной стороны. Асимметричные шины всегда маркируются надписями «inside» и «outside», указывающие на то, как правильно ставить покрышку.
Их чаще всего выбирают водители, которые любят быструю и динамичную езду. Соотношение высоты профиля к ширине составляет 55%, что позволяет повысить управляемость автомобиля, сократить тормозной путь и улучшить динамику разгона. При этом уровень шума у таких покрышек на порядок выше, чем у обычных, и за счет высокой жесткости они больше склонны к аквапланированию. В основном низкопрофильные шины используются для ровных дорог без бордюров и ям, так как из-за высоты профиля есть риск повредить диски.
Эти шины – настоящее спасение для тех, кто ездит по бездорожью, да и другие автомобилисты часто выбирают их, так как проехать на такой покрышке после прокола можно до 150 км на скорости не выше 80 километров в час. Это стало возможно благодаря усиленной боковине, которая «держит» шину даже после полной потери давления.
Любители частых поездок за город и езды по бездорожью в основном выбирают внедорожные шины – они отличаются увеличенным профилем и глубоким протектором, благодаря чему с такими покрышками проще подниматься по склонам и выезжать из грязи. Из-за особенностей строения протектор плохо переносит езду по ровной дороге на большой скорости и рисунок быстро стирается, а заодно и увеличивается дистанция торможения.
Сезонные шины можно поделить на три подтипа: летние, зимние и всесезонные. Принцип сезонности нужно соблюдать, так как машина даже на самой дешевой зимней резине будет вести себя на льду лучше, чем на дорогой летней.
Летние покрышки дают хорошее сцепление с дорогой, отличаются устойчивостью к износу и дают возможность езда на высокой скорости, однако при температуре ниже +7 градусов летняя резина начинает промерзать – это ухудшает сцепку с дорогой и увеличивает тормозной путь.
Для изготовления зимних покрышек используются мягкие морозостойкие материалы – протектор более мягкий, чем у летних, и в нем больше узких прорезей, которые улучшают сцепление с дорогой даже в гололед, однако при температуре более +9 градусов на сухой дороге покрышки начинают очень быстро стираться.
Всесезонные шины – это универсальное решение для мягкого климата или теплых зим.
Стандартная маркировка покрышки довольно сложная и выглядит примерно так: P195/55 R15 84 H. В этой маркировке зашифрованы все основные параметры:
Помимо основной маркировки обычно указывают модель, марку, страну-изготовителя и дату производства, а также ряд специальных маркировок, которые также нужно учитывать при выборе резины: